Законопроект о распространении механизмов конкурентного рыночного ценообразования на электроэнергию и мощность на территории неценовых зон оптового рынка принят в первом чтении Государственной Думой. Об этом сообщается на официальном сайте Комитета Государственной Думы по энергетике.
Проект федерального закона № 653385-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» был рассмотрен на пленарном заседании 3 июля 2024 года.
Неценовые зоны оптового рынка – это территории, в границах которых торговля электроэнергией и мощностью осуществляется по особым правилам. К ним отнесены территории Калининградской области, Дальнего Востока, в которую объединены территории Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением территорий, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами; а также Республики Коми, Архангельской области, за исключением территорий, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Как пояснила, выступая на пленарном заседании, статс-секретарь Министерства энергетики РФ Анастасия Бондаренко, необходимость принятия законопроекта обусловлена недостаточной эффективностью существующего сегодня государственного регулирования тарифов на электроэнергию на территориях неценовых зон оптового рынка.
В условиях государственного регулирования цен вход новых производителей энергии затруднителен: отсутствует потенциал роста энергопотребления до уровня, который обеспечил бы рентабельность новых проектов при регулируемых ценах. Отсутствие постоянных и долгосрочных источников и механизмов возврата инвестиций затрудняют модернизацию и строительство генерации. Отсутствуют стимулы для развития альтернативных видов генерации – ВИЭ и АЭС.
Кроме того, несоответствие фактических и плановых расходов на топливо приводят к накоплению у производителей электроэнергии выпадающих доходов, возврат которых влечет за собой существенные колебания цен для потребителей. Так, например, в 2023 году преимущественно по этой причине цены на территории Дальнего Востока выросли более чем на 34% сверх инфляции к уровню 2022 года.
Выступая на встрече с молодыми специалистами, прошедшей 18 июня 2024 года в г. Якутск, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил актуальность распространения механизмов конкурентного рыночного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территории ДФО, обратив при этом внимание на то, что переход в рыночные условия должен осуществляться плавно с учётом реализации планов генерирующих компаний по вводу новых мощностей и, в первую очередь, в энергодефицитных районах.
Проект федерального закона направлен на расширение сферы конкурентного ценообразования за счёт отнесения территорий неценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности к ценовым зонам и постепенного перехода к рыночному ценообразованию.
В неценовых частях ценовых зон, определённых Правительством РФ, торговля электроэнергией и мощностью будет осуществляться по регулируемым договорам в течение переходного периода. Правительство РФ будет утверждать проекты модернизации и строительства новых генерирующих мощностей в этих регионах, а также определять энергокомпании, которые будут иметь право на специальную надбавку к цене мощности для возврата инвестиций в обновление или строительство тепловых электростанций. По окончании переходного периода торговля в полном объёме будет осуществляться по свободным ценам.
Как отмечает Минэнерго России, принятие законопроекта и НПА к нему не приведет к росту тарифов на электроэнергию для потребителей Дальнего Востока и Арктики выше среднероссийского уровня. При этом переход на рыночное ценообразование позволит производителям электроэнергии формировать ценовые заявки на продажу из фактических затрат, что исключит возникновение выпадающих доходов и, в конечном итоге, приведёт к росту инвестиционной привлекательности отрасли на территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка.
Законопроект и НПА к нему не изменяют порядок установления тарифов на электроэнергию для населения и приравненным к нему категорий потребителей, их рост, как и сейчас, ограничен предельными уровнями тарифов, устанавливаемыми в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития РФ.
Как пояснила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Наталья Назарова, принятие законопроекта позволит: создать условия для дополнительной передачи электроэнергии из ОЭС Сибири в ОЭС Востока и в её энергодефицитные районы; увеличить эффективность работы электростанций; стимулировать развитие ВИЭ-генерации, в том числе, приливной энергетики, которая может обеспечить электроснабжение энергодефицитных районов Дальнего Востока; сократить потребление завозимого топлива, сэкономить на издержках по его транспортировке и обеспечить круглосуточный режим электроснабжения потребителей независимо от их места проживания; улучшить экологическую обстановку.
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный сообщил, что Комитет считает принятие проекта федерального закона своевременным, вместе с тем, отмечает необходимость неукоснительности соблюдения организациями, функционирующими в настоящее время в неценовых зонах оптового рынка, запрета на совмещение монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике. Также Комитет рекомендует Минэнерго России до принятия проекта федерального закона во втором чтении представить для анализа и обсуждения редакции подлежащих принятию проектов нормативных правовых актов.