Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала Свидетельства о государственной регистрации на полезную модель № 18019б «Секция стойки решетчатой опоры линии электропередачи». Патентообладателями являются ПАО «ФСК ЕЭС», АО «НТЦ ФСК ЕЭС», АО «Институт автоматизации энергетических систем».
Предметом полезной модели является секция стойки опоры ЛЭП, содержащая четыре несущих пояса, выполненных с возможностью торцевого соединения с несущими поясами соседней секции и скрепленных четырьмя решетчатыми гранями из металлических раскосов. Изобретение отличается тем, что две параллельные решетчатые грани секции выполнены из перекрещивающихся раскосов, а две другие — из раскосов и горизонтальных распорок, чередующихся по высоте секции.
Прототипом изобретения является секция стойки решётчатой опоры линии электропередачи, также содержащая четыре несущих пояса, соединённых решётчатыми гранями из металлических раскосов, закреплённых между соседними поясами. Однако данная конструкция недостаточно эффективно использует металлоёмкость решётчатых граней для обеспечения устойчивости к горизонтальным (ветровым) нагрузкам, воздействующим на стойку опоры ВЛ.
Новая модель решает эти задачи. Технический результат достигается за счёт того, что перекрещивающаяся решетка каждой более нагруженной грани имеет повышенную прочность и устойчивость к нагрузкам, направленным вдоль неё, а треугольная решётка каждой менее нагруженной грани имеет уменьшенную, по сравнению с перекрестной решёткой грани, металлоёмкость. Грани с перекрёстной решёткой при монтаже стойки ориентируют вдоль направления преобладающих горизонтальных нагрузок. В результате предлагаемого использования различных видов решётки в смежных гранях прочность и устойчивость секции стойки по отношению к преобладающим горизонтальным нагрузкам повышается с меньшими затратами металла по сравнению с прототипом, имеющим одинаковые решётчатые грани.
Изобретение может применяться в конструкциях опор воздушных линий электропередачи, преимущественно, в секционированной стойке быстромонтируемой опоры при восстановлении и ремонте ВЛ. За счет применения данного изобретения повышается эффективность использования металла для увеличения устойчивости к горизонтальным нагрузкам.