Инициативы ПАО «Россети» по изменению принципов оплаты услуг по передаче электроэнергии, а также по ужесточению условий развития локальной генерации электроэнергии на промышленных площадках потребителей обсуждались на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.
По мнению председателя комитета Павла Завального, действующая модель тарифообразования в сетевом комплексе создаёт условия для его неэффективной работы, непрозрачности затрат, роста перекрестного субсидирования, за что расплачивается, по сути, вся экономика. Изменить ситуацию может только смена модели, и оптимальным Комитет считает переход для всех категорий потребителей с мощностью техприсоединения более 670 КВт на оплату электроэнергии по двухставочному тарифу, состоящему из ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание и развитие электрических сетей, нормативных потерь на её передачу и собственно стоимости генерации электроэнергии.
«Безусловно, это повлечёт определённые тарифные последствия для тех потребителей, кто недоплачивал, уйдя на собственную генерацию, но сохраняя при этом возможность получать энергию из сети, и тех, кто вынужден был переплачивать за обеспечение резерва мощности для тех, о ком я только что сказал. Но, в общем, это позволит более справедливо распределить нагрузку на всех потребителей, сделать экономику электросетевого комплекса более прозрачной, его работу и развитие – более эффективными. Кроме того, переход на двухставочный тариф оплаты заявленной максимальной мощности и электроэнергии, альтернативное введение принципа “бери или плати” оплаты выданной мощности для новых техприсоединений позволит создать более совершенную интегрированную модель оптово-розничного рынка электроэнергии в России в интересах всех потребителей», - заявил Павел Завальный.
Заместитель генерального директора по реализации услуг и транспорту электроэнергии ПАО «Россети» Елена Андреева разъяснила суть предложений. Прежде всего речь идёт о переводе промышленных потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии по заявленной максимальной мощности. Сегодня объём неиспользуемой максимальной мощности по отдельным группам потребителей составляет до 60-70% от объёма, заявленного при технологическом присоединении. Среднее значение загрузки центров питания напряжением 35 кВт и выше не превышает и 60 процентов. Растут объёмы строительства объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения новых потребителей вместо использования незагруженных сетевых мощностей. В итоге происходит рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей, а поскольку он ограничен в пределах не выше инфляции, это приводит к недофинансированию инвестиционных программ сетевых организаций снижает надёжность энергоснабжения.
По данным ПАО «Россети», за период с 2011 по 2021 гг. прирост заявленной потребителями мощности согласно выданным актам о технологическом присоединении составил 122 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счёт указанных потребителей составил только 9,5 ГВт. При этом вне зависимости от включения экономически обоснованных затрат на подключение новых потребителей в плату за технологическое присоединение, при длительном неиспользовании потребителем зарезервированных под него сетевых мощностей затраты на их содержание перекладываются на всех остальных потребителей в регионе.
Потребитель же не несёт ответственности за корректность заявленной при технологическом присоединении мощности и не заинтересован в повышении эффективности использования сетевых ресурсов. А сетевые компании обязаны поддерживать мощности в работоспособном состоянии независимо от фактической загрузки для всех потребителей, что становится дополнительным фактором роста сетевых тарифов для всех потребителей.
Для повышения эффективности работы ТСО, обеспечения справедливого и равного распределения финансовой нагрузки между потребителями и их стимулирования к разумному поведению при «заказе» максимальной мощности при осуществлении технологического присоединения, ПАО «Россети» и предлагает перейти на принцип «бери или плати» при оплате услуг по передаче электрической энергии новыми потребителями с максимальной мощностью энергопринимающих устройств свыше 670 кВт. Расчёт стоимости оказанных услуг по передаче электроэнергии предлагается производить по тарифу, состоящему из ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии. При этом объём услуг предлагается определять исходя из максимальной заявленной мощности энергопринимающих устройств потребителя.
Другое предложение ПАО «Россети» касается введения мер по ограничению перехода потребителей на собственные объекты производства электрической энергии («выхода из котла»). За счёт выхода крупных потребителей из «котла» на прямые договоры с магистральными сетями или на собственную генерацию изменяется экономический баланс в электроэнергетике, что отрицательно сказывается на тарифах для других потребителей, на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку происходит дополнительное увеличение затрат на содержание распределительной региональной сетевой инфраструктуры, оплату перекрестного субсидирования населения и различных социальных механизмов поддержки отдельных групп потребителей, относимых на оставшихся потребителей.
Эффект от ухода 1 ГВт генерации с оптового в розничный рынок приводит к росту стоимостной нагрузки для потребителей оптового рынка на величину порядка 7,2 млрд рублей в год и к этому добавляется неоплата такими потребителями услуг по передаче электрической энергии на величину порядка 15 млрд рублей в год.
Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов подчеркнул, что проблема «ухода из котла» во многом произрастает из того, что государство решает часть важнейших социально-экономических задач, связанных, в частности, с развитием Крыма, Калининграда, новых территорий, поддержкой ВИЭ и так далее, через увеличение платежей за электроэнергию для всех участников экономики, за исключением льготных категорий. При этом собственная генерация, на которую переходят крупные потребители, уходя «из котла», сама по себе не является эффективной. Но становится таковой просто за счет не оплаты потребителями решений, о которых говорилось выше.
Минэнерго зачастую не в полной мере поддерживает решения, увеличивающие платежи и перекрестку, но они и приняты, а потому должны быть исполнены. Точно также будут прорабатываться поручения Президента, связанные с изменением экономической модели в электросетевом комплексе. Они уже получены по итогам рассмотрения обращения ПАО «Россети».
Дополнительно на первом этапе реализации выдвинутых инициатив Минэнерго России предложено установить требование об обязательности поставки всей произведенной электроэнергии (мощности) генерирующим оборудованием установленной мощностью свыше 5 МВт на ОРЭМ. Данный вопрос обсуждался в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по результатам проверки исполнения и включён в разработанный Минэнерго России проект дорожной карты по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения.
Обязательный вывод на оптовый рынок генерирующего оборудования установленной мощностью свыше 5 МВт предполагает необходимость оплаты всеми потребителями электроэнергии услуг по её передаче с учётом перекрестного субсидирования и обязательных платежей на ОРЭМ, а также позволит обеспечить контроль за объёмами производства электроэнергии таким оборудованием через применение единых правил оптового рынка.
Начальник Отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования баланса Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов подтвердил, что ФАС также видит усугубление проблемы – «из котла» уходят не только крупные, но и средние потребители. Особенно это заметно при ежегодном утверждении балансовых и тарифных решений для регионов.
ФАС также получило ряд поручений Президента РФ по итогам рассмотрения обращения ПАО «Россети», и будет работать с ними. Возможно, целесообразным будет внедрение предлагаемых решений для начала в ряде пилотных регионов, для которых вопросы перекрестного субсидирования стоят особенно остро.
Свои возражения озвучили представители потребителей электроэнергии, которых напрямую касаются инициативы ПАО «Россети». Так, по мнению Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», инициативы являются избыточными и необоснованными. В 2022 – 2023 гг. уже был принят ряд мер, позволивший увеличить тарифную выручку и направить значительные финансовые ресурсы экономики в электросетевой комплекс.
Общая мощность объектов локальной генерации, подпадающих под инициативу, составляет порядка 5 ГВт без учёта ВИЭ, однако, их строительство, модернизация, техническое обслуживание и ремонты обеспечиваются собственникам без применения субсидий, льготных инвестиционных механизмов, надбавок или иных мер поддержки. Соответственно, реализация инициативы ПАО «Россети» выглядит направленной на увеличение финансовой нагрузки на владельцев объектов локальной генерации. По оценкам Ассоциации, перенос затрат на содержание указанного объема мощности на оптовый рынок потребует дополнительных ежегодных затрат порядка 14,6 млрд. руб. При этом потребители электрической энергии будут вынуждены дополнительно оплачивать порядка 35,5 млрд рублей в год на содержание объектов электросетевого хозяйства, фактически не используемых для оказания услуг по передаче электрической энергии, при этом учитывать затраты на обеспечение соответствия требованиям ОРЭМ, организацию соответствующих систем управления режимами работы энергосистем и энергорынка, систем связи, коммерческого учёта и т.д.
Таким образом, суммарная дополнительная нагрузка на потребителей оценивается в 75 – 100 млрд рублей ежегодно без фактического прироста объёмов потребления энергии и мощности, что в свою очередь очевидно приведёт к росту тарифов на электроэнергию.
Исключение экономических стимулов для продолжения работы объектов локальной генерации по правилам ОРЭМ приведёт к их выводу их эксплуатации и, как следствие, возникновению дефицита мощности в территориальных энергосистемах, компенсация которого потребует инвестиций в строительство замещающих объектов генерации, оцениваемого в 85 – 150 млрд рублей в год.
Также свои возражения представила Ассоциация предприятий чёрной металлургии «Русская Сталь». По их расчётам, в среднем для крупного металлургического предприятия, перевод на оплату услуг на основании заявленного, а не фактического объёма мощности может привести к дополнительным затратам порядка 2 млрд рублей в год. Этот рост связан прежде всего с тем, что при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям невозможно точно спрогнозировать объёмы будущего потребления ещё не запущенного агрегата или цеха, а фактическое потребление электрической энергии не является постоянной величиной, в особенности для новых производств, поэтапно выходящих на целевые значения производительности.
Отклонения фактически потребляемой мощности от заявленной в рамках технологического присоединения могут быть также связаны с изменением спроса на продукцию, особенностями технологии (неритмичный график работы агрегатов, переменная нагрузка), ремонтами и другими объективными факторами. Следовательно, рост затрат при переходе на систему «бери или плати», неизбежно ухудшит операционные показатели и осложнит инвестиционную деятельность потребителей.
Также свои аргументы в пользу позиции крупных потребителей высказал директор департамента энергетики ПАО «НК «Роснефть» Василий Никонов. Он полагает, что реализация предлагаемых инициатив не повысит эффективность работы электросетевого комплекса, а лишь приведёт к росту выручки «ПАО Россети», что вряд ли соответствует задачам, которые ставит государство.
Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии, будут отражены в Решении Комитета. Комитет будет рекомендовать Правительству Российской Федерации:
– рассмотреть целесообразность создания межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования технологической и экономической основ интегрированного оптового рынка электрической энергии (мощности) и развития электросетевого комплекса;
– ускорить рассмотрение и утвердить Концепцию и проект дорожной карты по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения.
Министерству энергетики Российской Федерации Комитет рекомендует совместно с уполномоченными ФОИВ и заинтересованными организациями продолжить проработку вопроса перевода потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии исходя из максимальной мощности, заявляемой при осуществлении технологического присоединения, с учётом позиций участников расширенного заседания. Также в решение внесена рекомендация проработать вопрос снятия установленных действующим законодательством ограничений на перераспределение мощности и на опосредованное технологическое присоединение, а также упрощения процедуры отказа потребителей от неиспользуемого сетевого резерва, с обеспечением публичного доступа к информации о доступной для перераспределения и опосредованного присоединения мощности.
Комитет предложит ФАС провести и представить анализ ценовых последствий от осуществления перевода всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий, на расчеты за оказание услуг по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу с определением объема услуг, оплачиваемых по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, исходя из величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, анализ ценовых (тарифных) последствий в случае реализация «сценария» полного перехода промышленных потребителей на собственные источники производства электрической энергии; а также проработать вопрос сокращения групп потребителей, приравненных к категории населения, предусмотрев для исключаемых групп переходный период для применения двухставочного тарифа.
При этом Решение принято за основу и будет дорабатываться, также предложено создать на площадке Комитета рабочую группу по снятию основных противоречий по представленным инициативам.