На расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике, 29 июня, участники обсудили внесение изменений в ФЗ «Об электроэнергетике», направленные на ускорение консолидации электросетевого комплекса и введение института системообразующих ТСО в регионах. Об этом сообщается на официальном сайте комитета.
Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил: «Я считаю, что принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей было ошибкой. Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности энергообеспечения.
Значительная раздробленность электросетевого комплекса создаёт риски значительных потерь в сетях, снижения надёжности и качества услуг, ограничивает возможности модернизации электросетевого комплекса. Сегодня идет значительная реновация всех секторов электроэнергетики, их интеллектуализация и цифровизация, внедрение интеллектуального учёта. Недавно был принят закон, вводящий понятие качества электроэнергии, счётные критерии его оценки. Вся электроэнергетика от генерации энергии до поставки её конечному потребителю должна работать с высокой эффективностью и надёжностью, каждое звено должно быть модернизировано по современным стандартам. Очевидно, что это смогут обеспечить далеко не все ТСО, а некоторые, нацеленные исключительно на получение прибыли в короткий промежуток времени, и не захотят. Поэтому хорошим решением может стать создание единых центров ответственности по энергоснабжению потребителей на уровне регионов. Но это не должна быть консолидация ради консолидации, и во главу угла должны быть поставлены не размеры и количественные критерии, а качество, эффективность и надёжность работы ТСО».
Заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак сообщил, что в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса РФ в нашей стране идёт консолидация электросетевого комплекса. Были введены критерии соответствия по количеству персонала, определенного оборудования, возможностям быстрого устранения аварий и так далее, что позволило начать поэтапное сокращение количества ТСО. Их количество уже снизилось с 3000 до 1683, а к 2025 году должно достичь 300-400 организаций. Однако сегодня процесс консолидации замедлился. При этом по оценкам министерства, лишь 19% существующих ТСО – 322 компании - имеют низкий уровень рисков, достаточные инвестиционные программы и ведут активную модернизацию. Из-за этого в целом по сетевому комплексу вновь отмечены рост аварийности, процента износа сетей, снижение надёжности.
На текущем этапе развития энергосистемы становится актуальным внесение изменений в действующее законодательство об электроэнергетике, создание единых центров ответственности в регионах. Речь идёт о введении статуса системообразующих ТСО (СТСО) в каждом регионе.
Разрабатывается система критериев и методик, по которым регионы смогут решать, какая именно организация должна получить этот статус и нести полную ответственность за электроснабжение, эксплуатировать бесхозяйные сети, устранять аварии, «подхватывать» в эксплуатацию сети, которые лишаются собственников в связи с консолидацией и так далее.
Идёт работа над соответствующим проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Его предполагаемые нормы обсуждались с отраслевым сообществом, была высказана критика со стороны участников рынка, после чего законопроект был доработан и сейчас находится на согласовании в Правительстве. Он может быть внесён в Государственную Думу осенью этого года.
Член Правления – заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО «Россети» Даниил Краинский отметил, что сегодня ситуация в электросетевом комплексе остается непрозрачной, а 54% ТСО не имеют инвестиционных программ. Целесообразно, чтобы СТСО стали центрами планирования и реализации инвестиционных программ в регионах. Также введение статуса СТСО должно ускорить решение вопроса бесхозяйных сетей. В декабре 2021г. решением Правительства РФ появились рычаги, которые позволяют более оперативно выявлять и регистрировать такие сети, процесс их учета идет, к концу года должны появиться первые заметные результаты. Но этого недостаточно, нужны следующие шаги, и с этой точки зрения ПАО «Россети» поддерживает введение статуса СТСО. При этом критерии должны быть доработаны, поскольку простое укрупнение не приведёт к ожидаемым результатам.
Директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим высказал ряд критических замечаний к законопроекту. С его точки зрения, ужесточение критериев отбора ТСО и присвоения статуса СТСО не соответствуют логике Стратегии развития электросетевого комплекса, и по итогам предлагаемых изменений в системе может не только не повыситься эффективность, но и усилиться дисбаланс, а снижения тарифной нагрузки на потребителя может не произойти. Это будет связано с тем, что появление СТСО повлечёт за собой появления затрат, ранее не учтённых в тарифах. Кроме того, присвоение статуса СТСО только одной компании в регионе может привести к монополизации рынка и злоупотреблениям со стороны такой компании. Необходима существенная доработка системы тарифообразования на услуги электросетевого комплекса. Кроме того, в законе должны быть прописаны механизмы жесткого контроля за СТСО и механизмы лишения компаний соответствующего статуса.
Директор по технической политике и аудиту АО «Объединенная энергетическая компания» Михаил Львов рассказал об опыте консолидации территориальных сетевых организаций в городе Москве. Он положительно оценил результаты, отметил повышение надежности энергообеспечения, возможности более системной работы по модернизации сетей, их безаварийному обслуживанию и развитию. При этом он полагает, что в больших и развитых субъектах федерации, федеральных городах, таких как Москва, например, количество СТСО может быть больше одного.
Первый заместитель председателя Комитета по энергетике Валерий Селезнев, возглавляющий секцию экспертного совета по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей ТЭК и обеспечения конкурентного ценообразования на энергоресурсы, высказал позицию отраслевого сообщества, сформулированную по итогам обсуждения на секции.
Представители ТСО выступают против предлагаемого подхода и считают, что предлагаемое укрупнение носит сугубо административный характер, приведет к уходу из отрасли 70% компаний, росту тарифной нагрузки, не поможет в повышении эффективности работы электросетевого комплекса. Кроме того, по мнению участников рынка, разработчики законопроекта недостаточно просчитали социально-экономические последствия укрупнения. Меры административного стимулирования электросетевого комплекса исчерпаны, и необходимо работать над экономическими стимулами, а не укрупнять ТСО.
Категорически не поддерживает ускорение консолидации электросетевого комплекса и введение института системообразующих ТСО в регионах председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Валерий Гартунг. Он уверен, что принудительная консолидация не сработает, более того, приведёт к снижению конкуренции и эффективности работы ТСО. Неслучайно отраслевое сообщество выступают против него, а за главным образом крупнейшая компания и регулятор.
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный предложил дождаться внесения окончательной версии законопроекта в Государственную Думу с тем, чтобы провести его подробное обсуждение до первого чтения.